Цель и задачи дисциплины

В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производствен-ной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Цель дисциплины - формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Задачи дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификация негативных воздействий среды обитания естественного, технологического и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирование и эксплуатация техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечение устойчивости функционирования объектов и технологических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

- прогнозирование развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Состав и структура контрольной работы

При изучении данной дисциплины студент выполняет контрольную работу, которая состоит из ответов на три вопроса и задания «Анализ усло-вий труда на рабочем месте». Номер вариант контрольной работы выби-рается по приведенной ниже таблице.

Контрольная работа оформляется письменно, с четким и разборчивым изложением материала в тетради или на листах формата А4 в следующей последовательности: содержание, ответы на вопросы, задание, список литературы.

Послед-
няя цифра Предпоследняя цифра зачетной книжки
зачетной
книжки
3, 37, 47 15, 37, 47 2, 32, 48 12, 32, 48 8, 27, 58 4, 27, 58 10, 37, 47 2, 32, 49 14, 32, 48 8, 26, 58
5, 22, 46 5, 24, 46 4, 26, 49 4, 26, 49 11, 34, 59 11, 36, 59 5, 24, 67 4, 26, 55 4, 25, 49 12, 34, 59
7, 36, 45 7, 36, 63 6, 31, 50 6, 31, 40 9, 26, 60 9, 26, 40 7, 26, 63 6, 32, 50 7, 31, 40 9, 27, 60
9, 21, 44 4, 21, 44 8, 27, 51 13, 27, 51 12, 35, 61 2, 35, 61 4, 24, 44 9, 27, 51 13, 28, 51 12, 35, 62
11, 35, 43 11, 25, 43 10, 30, 52 10, 26, 52 10, 25, 62 10, 15, 62 11, 25, 39 10, 31, 52 10, 26, 50 10, 25, 63
13, 23, 42 13, 23, 32 12, 32, 53 12, 32, 48 13, 36, 63 13, 36, 50 3, 23, 32 12, 32, 67 12, 33, 48 13, 36, 64
15, 34, 41 8, 34, 41 14, 29, 54 6, 29, 54 15, 24, 64 5, 24, 64 8, 14, 41 13, 29, 54 5, 29, 54 15, 24, 65
17, 24, 40 17, 4, 40 16, 33, 55 16, 22, 55 4, 37, 65 4, 27, 65 17, 4, 60 16, 32, 55 16, 21, 55 4, 37, 66
19, 33, 39 19, 33, 9 18, 28, 56 18, 28, 46 14, 23, 66 14, 23, 56 9, 33, 29 19, 28, 56 18, 28, 42 14, 23, 67
1, 25, 38 12, 25, 38 20, 34, 57 15, 34, 57 3, 35, 67 1, 35, 67 12, 26, 38 20, 35, 57 16, 34, 57 3, 35, 61



Вопросы для контрольной работы

1. Дайте определение понятиям: опасность, риск, безопасность. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

2. Классификация основных форм деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

3. Формирование опасностей в производственной среде. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. Классы условий труда.

4. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата произ-водственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений пара-метров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные забо-левания.



5. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям.

6. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и моно-тонности труда, труд женщин и подростков.

7. Устройства, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности и нормальный теплообмен в организме человека. Нормирование метеоро-логических условий в производственных помещениях. Средства индиви-дуальной защиты от перегрева и переохлаждения.

8. Значение света в жизнедеятельности человека. Причины повреждения зрения в производственных условиях. Естественное и искусственное осве-щение. Светильники, источники света. Заболевания и травматизм при несоб-людении требования к освещению. Контроль освещения.

9. Вредные вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека. Нормирование содержания вредных веществ: предельно допустимые, максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации. Средства индивидуальной защиты при работе с вредными веществами.

10. Безопасность жизнедеятельности при воздействии вибрации. Действие вибрации на организм человека. Источники. Нормирование. Меры безопасности. Средства индивидуальной защиты.

11. Безопасность жизнедеятельности при воздействии шума. Действие шума на организм человека. Источники. Нормирование. Меры безопасности. Средства индивидуальной защиты.

12. Безопасность жизнедеятельности при возникновении статического электричества. Источники возникновения зарядов статического электри-чества. Мероприятия по защите от статического электричества.

13. Безопасность жизнедеятельности при возникновении электрических, магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот. Источники. Нормирование. Защита от электромагнитных полей.

14. Безопасность жизнедеятельности при устройстве и эксплуатации электрических сетей и электроустановок. Характеристика воздействия электрического тока на организм человека. Схемы возможного прикос-новения человека к токоведущим частям. Причины электротравматизма.

15. Безопасность жизнедеятельности при устройстве и эксплуатации электрических сетей и электроустановок. Характеристика помещений и наружных установок по степени поражения электрическим током. Факторы определяющие опасность поражения человека электрическим током.

16. Безопасность жизнедеятельности при устройстве и эксплуатации электрических сетей и электроустановок. Характеристика зон классов взрывной и пожарной опасности помещений и наружных установок. Общие мероприятия по обеспечению электробезопасности.

17. Безопасность жизнедеятельности при устройстве и эксплуатации электрических сетей и электроустановок. Воздействие электрического тока на человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение. Меры безопасности.

18. Безопасность жизнедеятельности при устройстве и эксплуатации электрических сетей и электроустановок. Способы повышения электро-безопасности в электроустановках: защитное заземление, защитное отклю-чение. Электротехнические средства индивидуальной защиты.

19. Жизнедеятельность и пожарная безопасность. Пожарная опасность, возникающая в результате жизнедеятельности людей. Организация пожарной безопасности на предприятии.

20. Жизнедеятельность и пожарная безопасность. Категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. Обеспечение безопас-ности людей при пожаре.

21. Организация охраны труда на рабочем месте. Причины произ-водственного травматизма и профзаболеваний. Классификация, рассле-дование и учет несчастных случаев на производстве.

22. Организация охраны труда на рабочем месте. Организация прове-дения аттестации рабочих мест по условиям труда.

23. Организация охраны труда на рабочем месте. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда.

24. Организация охраны труда на рабочем месте. Порядок разработки правил и инструкций по охране труда.

25. Организация охраны труда на рабочем месте. Организация безопас-ности проведения работ с повышенной опасностью, на проведение которых требуется наряд-допуск.

26. Организация охраны труда на рабочем месте. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение.

27. Организация работы по охране труда на предприятии. Служба охраны труда на предприятии, ее функции и задачи. Планирование работ по охране труда.

28. Организация работы по охране труда на предприятии. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

29. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда.

30. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Государственные правовые акты по охране труда.

31. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Права и гарантии работников на охрану труда.

32. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии.

33. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии.

34. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Особенности охраны труда женщин и подростков.

35. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления.

36. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда.

37.Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Общественный контроль за охраной труда.

38. Дайте определение понятиям: чрезвычайная ситуация, источник чрезвычайной ситуации, поражающий фактор чрезвычайной ситуации.

39. Что является источником техногенной, природной, биосоциальной и чрезвычайной военной ситуации?

40. Приведите классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

41. Дайте определение понятиям: безопасность в чрезвычайных ситуа-циях, предотвращение чрезвычайной ситуации, ликвидация чрезвычайной ситуации, жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации.

42. Какие работы включены в состав неотложных работ в зоне чрез-вычайной ситуации?

43. Дайте определение понятиям: пожар, горение, горючее вещество, окислитель, источник зажигания.

44. Какие поражающие факторы пожара способны образовываться при горении твёрдых веществ и как происходит их образование?

45. Дайте определение понятиям: техногенное химическое вещество, опасное химическое вещество, химическая авария, химическое заражение.

46. Какие опасные химические вещества относят к числу аварийно химически опасных и какие критерии используются при этом?

47. Перечислите пути поступления опасных химических веществ в организм человека, а также поражающие факторы, способные образоваться при химической аварии, дайте определение понятию токсическая доза.

48. Приведите перечень защитных мероприятий, применяемых при химических авариях, дайте им краткую характеристику.

49. Дайте определение понятиям: источник ионизирующего излучения, радиационный опасный объект, радиационная авария.

50. Дайте определение понятию - ионизирующее излучение, дайте характеристику основным видам ионизирующих излучений, способных возникнуть при чрезвычайных ситуациях.

51. Приведите дозовые характеристики ионизирующих излучений и их единицы измерения.

52. Что такое облучение, каковы пути воздействия аварийного облучения на человека и какие поражающие факторы способны возникнуть при радиационной аварии?

53. Приведите перечень защитных мероприятий, применяемых при радиационных авариях, дайте им краткую характеристику.

54. Дайте определение понятиям: опасное геологическое явление, опасное гидрологическое явление, опасное метеорологическое явление.

55. Дайте характеристику землетрясению как опасному геологическому явлению.

56. Дайте характеристику наводнению как опасному гидрологическому явлению.

57. Дайте характеристику опасным метеорологическим явлениям.

58. Дайте определение понятиям: инфекционная болезнь, возбудитель инфекционной болезни, эпидемия, эпизоотия.

59. Дайте характеристику патогенным микроорганизмам как возбу-дителям инфекционных болезней.

60. Дайте характеристику ядерному оружию как современному средству поражения, способному стать источником чрезвычайной военной ситуации.

61. Дайте характеристику химическому и биологическому оружию как современным средствам поражения, способным стать источником чрезвычайной военной ситуации.

62. Дайте определение понятиям: гражданская оборона, гражданские организации гражданской обороны.

63. Перечислите основные задачи в области гражданской обороны.

64. Приведите обязанности граждан РФ, предприятий и организаций в области гражданской обороны.

65. Какова структура Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее основные задачи.

66. Каковы основные задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ?

67. Что входит в состав сил и средств Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

5. Задание «Анализ условий труда на рабочем месте»

Цель задания: провести анализ условий труда на рабочем месте. Задание выполнить по одному из двух предложенных вариантов.

Выбор рабочего места может быть принят самостоятельно или по рекомендации преподавателя.

Вариант 1


0778413295123265.html
0778454650999395.html
    PR.RU™