Программа ансамбля танца АКВАРЕЛЬКИ  

Программа ансамбля танца АКВАРЕЛЬКИ

Селиванова Ирина Геннадьевна,

руководитель ансамбля танца «Акварельки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Еще раз следует упомянуть, что танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Возможность раннего знакомства детей 5 – 6 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце – вот сущностная основа программы кружка «Акварельки».

Данную образовательную программу можно классифицировать следующим образом:

 по целевому назначению – общекультурная;

 по содержанию и видам деятельности – профильная;

 по степени авторства – творческая;

 по срокам реализации – одногодичная;

 по уровню развития детей – общая.



Программа разработана на основе типовой программы «Ритмика» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. – Мн.: Национальный институт образования, 2005), а также методики Е.В.Горшковой «От жеста к жесту» (по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце).

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:

 Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.

 Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.

 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

 «Обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.



Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

 Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

 Развивать воображение и фантазию детей в танце.

 Познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

 Познакомить дошкольников с простейшими правилами поведения на сцене.

 Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников ДДУ.

Общее количество часов – 78 часов.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 час (35 мин.).

Нормы наполнения групп – 15 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Санитарно-гигиенические требования.

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:

- раздевалки и шкафов для хранения личных вещей;

- аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.

Кадровое обеспечение: педагог, руководитель кружка, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «хореография», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Название темы Общее

количество часов В том числе

теории практики

1. Вводное занятие 2 1 1

2. Азбука музыкального движения 19 19

3. Танцевально-образные движения 10 10

4. Основные виды движения 9 9

5. Портерная гимнастика 12 12

6. Пространственные перестраивания. Рисунки танца 6 6

7. Танцевально-образная импровизация 4 4

8. Простые элементы танца 10 10

9. Учебно-тренировочная работа 4 4

10. Обобщающее занятие. Праздник «Раскрасим красками наш танец» 2 2

Итого: 78 1 77

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Экскурсия по Центру детского творчества. Знакомство с правилами поведения в учреждении и в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

 Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.

 Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.

 Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).

 Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.

 «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.

 «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.

 Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.

 Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.

 Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.

 Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.

 «Топотушки» - притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.

 Тройные притопы с остановкой.

 Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

 Поднимание на полупальцы по VI позиции.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

 Кошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

 Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

 Стоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

 Ветер деревце качает,

 Хочет ветку наклонить,

 Понаблюдав за ним немножко

 Мы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

 Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

 Этюд, имитирующий действия человека.

Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения). Захотелось бабке («бабка» надевает косынку) искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание). Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями). Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

 Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.

 Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.

 Шаги на полупальцах.

 Шаги на пятках.

 Шаги в комбинации с хлопками.

 Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.

 Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).

 Галоп (лицом в круг).

ПОРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

 Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

 Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

 «Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

 «Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

 «Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

 «Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

 «Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

 «Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

 «Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

 «Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

 «Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

 «Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

 «Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

РИСУНКИ ТАНЦА. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕСТРАИВАНИЯ

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.

 Круг. Отработка навыков двигаться по кругу:

- лицом и спиной;

- по одному и в парах.

Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

 Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.

 Колонна. Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все вместе.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.

Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.

Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).

ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

Комбинацию повторить с левой ноги.

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса. Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.

5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

Направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».

МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 игровой тренинг «Давайте познакомимся»;

 викторина-конкурс «Наш друг - светофор»;

 игра «Ты и я – вместе мы друзья»;

 викторина «Все зверюшки, все птицы – хотят веселиться»;

 конкурсно-игровая программа «Испекли мы каравай»;

 игра – конкурс «Угадай-ка любимые мультфильм»;

 конкурс красоты «Кто на свете всех милее»;

 игра «Путешествие в страну Бережливию»

 беседы цикла «Беларусь – мой дом».

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

К концу учебного года кружковцы должны уметь:

1. Ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки.

2. Уметь свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.

3. Уметь сочинять элементарные образные движения.

4. Владеть простейшими правилами поведения на сцене.

Занятия по данной программе будут способствовать: развитию координации движений дошкольников, воображения, отработке механизмов межличностной коммуникации, воспитанию внимательного отношения друг к другу, умению искренне радоваться достижениям своих товарищей, желанию помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка.

Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о реальных вещах. Задача руководителя – развивать детские представления, прежде всего путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изображения художественных образов языком танца.

Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу:

 увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.);

 вызов удивления, восхищения;

 вызов заинтересованности в изучении языка танца;

 эстетическое оформление кабинета;

 стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей художественных образов посредством танцевальных движений;

 использование игр и игровых приемов; музыки.

Иными словами, для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:

 наглядные: объяснительно-иллюстративные;

 практические: упражнения, этюды;

 познавательные игры;

 создание «ситуации успеха»;

 словесные;

 наблюдение;

 рассказ;

 беседа.

Накопление эстетических впечатлений и воплощение собственных художественных образов являются средствами самовыражения и развития нравственно-эстетической сферы. При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие творческих способностей через следующие способы организации педагогического взаимодействия:

 стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально окрашенной интуиции, воображения;

 создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к творчеству и поиску;

 учет психологических особенностей, индивидуальных предпочтений, интересов и склонностей кружковцев;

 включение в работу эффективных методов и приемов;

 создание особого психологического климата в детском коллективе, способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства внутренней свободы;

 создание условий для правильной организации творческой деятельности.

Методы диагностики личностного развития кружковцев:

 наблюдение;

 беседа;

 сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый анализ полученных умений и навыков кружковцев за период обучения.

Виды и формы контроля освоения программы:

 текущий (после каждой темы);

 итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие).

Формой проведения обобщающего занятия является праздник «Раскрасим красками наш танец». Организуется с использованием театрализации и приглашением родителей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Литература для педагога:

1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

3. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

4. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

5. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.

6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.

7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005.

8. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.

Для проведения занятий понадобятся:

 иллюстрации с изображением животных;

 сказки, стихи;

 подборка музыкальных произведений;

 подборка упражнений и этюдов;

 видеофильмы;

 комплекс игр и заданий по разделам тем.


0777575230692420.html
0777618541311414.html
    PR.RU™